Hammer Film Productions Limited —
что переводится как "Молоток", появилась в Великобритании и производила
фильмы еще с 1920-ых годов. И начальная история "Hammer Films"
совершенно ничем не отличалась от массы мелких кинокомпаний, которые так
и исчезли, не оставив в истории кино мало-мальского следа. Однако
судьба "Hammer Films" оказалась иной.
В 1957 году сам мир
ужасов преобразился - никому не известная компания выпустила фильм,
который произвел фурор. Это было "Проклятие Франкенштейша" (The Curse of
Frankenstein), выпущенное на экраны в мае 1957. Работа, проделанная
командой фильма, воистину поражает. Во-первых, бюджет фильма был
маленький - 70 тысяч фунтов (конечно это не нынешние фунты, но и для
того времени бюджет этот был минимален). Во-вторых, были серьезные
проблемы с авторскими правами. Хотя оригинальный текст Мэри Шелли
находился в общественном пользовании, т.е. при его использовании не
нарушаются ничьи авторские права, но выпущенный компанией Universal
Pictures в 1931 году фильм "Франкенштейн" (Frankenstein) имел авторские
права - таким образом внешний вид монстра и вообще окружения, а также
повороты сюжета, которые были добавлены в фильм, не могли использоваться
"Hammer Films" без того, чтобы на них подали в суд (и выиграли бы
дело). Так что команда создала совершенно новый грим для монстра. И в
итоге создали шедевр, которые до сих пор является объектом поклонения
фанатов ужасов.
После того, как сумасшествие вокруг
"Франкенштейна" поутихло, студия вернулась к работе, на этот раз над
другой классикой - "Дракулой", на этот раз уже купив права у Universal.
Тот же режиссер, те же актеры, а также даже частично те же декорации
оказались и во втором фильме, опять-таки создавая этим прецедент,
который будет до наших дней использоваться студиями, производящими
малобюджетные фильмы. "Дракула" появился в 1958, и оказался не менее
популярным, чем "Франкенштейн", а сыгравший заглавную роль Кристофер Ли
(Christopher Lee) стал одним из классических Дракул, и исполнял эту же
роль в еще четырех хаммеровских фильмах.
Основной стратегией
студии стало переложение сюжетов черно-белой узкоэкранной классики
ужасов и фантастики проверенной временем, на новый слегка готический
костюмированный лад, сдобренный цветной пленкой и широким экраном. Время
затемнений, вырезаний и страшной музыки на фоне черного экрана уходят в
небытие. Продюсеры попали в десятку - народ истосковавшийся по своим
любимым юниверсаловским героям, Монстру Франкенштейна, Дракуле и Мумии
бросился в кинотеатры следить с замиранием сердца за новыми
приключениями оцвеченных героев. Таким образом, начиная со второй
половины 1950-х годов на британской киностудии Hammer Film Productions
Limited был создан цикл фильмов ужасов, оказавший значительное влияние
на развитие жанрового кинематографа и получивший название Классическая серия фильмов ужасов студии Hammer.
Все шестидесятые прошли под торговой маркой "Hammer Films". Масса
выпускаемых фильмов приносила огромный доход, позволяя компании все
сильнее раскручиваться. На первых порах активно используются
полюбившиеся зрителям актеры, звезды Хаммера - Питер Кашинг (Peter
Cushing) и Кристофер Ли.
Эпоха Хаммеровских ужасов
продолжалась почти 20 лет, с середины 50-х годов до середины 70-х, когда
в 1976 году, в конец истощив запас сюжетных линий и не найдя в себе
силы продолжать борьбу за рынок, киностудия Hammer Film исторгнув из
своих недр последнюю ленту "Дочь дьявола" дала дуба.
В 1975 году
киностудия объявила себя банкротом. Студию Hammer купил Рой Скеггс,
который обещал её возродить, но это ему не удалось. В 1997 году студию
приобрел Чарльз Саачи, который решил присоединить студию к кинокомпании
20th Century Fox. Но и этому начинанию не суждено было воплотиться.
В
1980 году ведущими режиссёрами Англии, специализирующимися на фильмах
ужасов, был снят один из лучших телесериалов в этом жанре (идея
создания принадлежала Джеку Гиллу), состоящий из 13 самостоятельных, не
связанных между собой эпизодов, который явился достойным подведением
итогов многолетней деятельности студии.