Меню сайта
Форма входа

Поиск

 

В полночь я возьму твою душу

             At Midnight I Will Take Your Soul

 

Оригинальное название: À Meia-Noite Levarei Sua Alma

Режиссер:

Сценаристы: ,

Оператор: Джорджо Аттили

Композиторы: Салатьель Коэльо, Эрминио Хименес

Художник: Жозе Ведовато

Продюсеры: Херальдо Мартинс Симоеш, Илидио Мартинс Симоеш

Страна: Бразилия

Производство: Indústria Cinematográfica Apolo

Год: 1964

Премьера: 9 ноября 1964

Актеры: , Магда Мей, Нивальдо Лима, Валерия Васкес, Илидио Мартинс Симоеш

полный список актёров

Жанр: фильм ужасов

Первое появление на киноэкране Зе-из-гроба - богохульствующего гробовщика-психопата.
Он держит в страхе весь городок и идет по трупам к своей цели: жениться на невесте своего приятеля и родить сына. Поскольку никто из живых не смог его остановить, за дело берутся мертвецы - загубленные им души.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/latin/106124/annot/

http://www.kinopoisk.ru/film/140922/

http://www.imdb.com/title/tt0059440/

 

 

Как и со многими замечательными и воистину заслуживающих внимания фильмами, знакомство с этой крайне известной на родине картиной, состоялось практически случайно. Мне уже доводилось слышать определенные комментарии в адрес бразильского хоррора «В полночь я возьму твою душу», а также его создателя Жозе Можики Маринша, который помимо режиссуры и сценария ещё и исполнил главную роль. Засев за простомтр с некоторым энтузиазмом, я даже и представить себе не мог, что этот древний бразильский ретро-хоррор из далёких шестидесятых годов произведёт на меня столь сильное впечатление.

 



Начнём с того. Что сам сценарий фильма не похож ни на что, что я когда-либо видел до этого, а уж хоррора я пересмотрел на своём веку крайне немало. По сути, мы, на первый взгляд имеем дело с маньячным триллером, где нам демонстрируются обыденные и натуралистичные будни маньяка-психопата — Зека Из Гроба, прозванного так за счёт его профессии гробовщика.

 

 

Собятия киноленты происходят в крошечной, удалённой от цивилизации деревушке, где каждый житель знает друг друга и как следствие, старается избегать столкновений с Зекой. Важный ключ к пониманию внутреннего мира режиссёра Маринша, нам представлен особый монолог в прологе фильма, где старая цыганка предупреждает зрителей о том, что фильм не стоит смотреть тому, у кого недостаточно крепкие нервы.

 



Далее нас знакомят с самим главным героем (а вернее анти-героем) Зекой, богохульником, развратником и просто мерзким типом, в чьей больной голове зародилась непререкаемая идея рождения ребёнка: наследника, которого гробокопатель воспитает по собственным житейским правилам и который по его надеждам, сможет стать своеобразным Адамом новой расы сверхлюдей, которая впоследствии сумеет отвергнуть Бога и создать собственное, независимое от внешнего мира общество. Но есть одна весомая проблема: жена Зеки оказывается бесплодной, а все женщины из деревни боятся даже приближаться к маньяку.

 



Естественно, полетят человеческие головы. Фильм поражает, прежде всего своей визуальной жестокостью: для середины шестидесятых годов, фильм вышел прямо таки чрезмерно брутальным. Да даже и в наши годы он выглядит крайне недружелюбно: выкалываются глаза, отрубаются пальцы, размазывается голова. С последующим вытеканием мозгов и много другое. Но откровенные сцены насилия — э то отнюдь не единственное достоинство картины. Одним из главнейших плюсов ленты Маринша — стала очень своеобразная и мрачная атмосфера этакого абсолютного, едва ли не священного ужаса: сперва нам становится страшно от кровавых деяний Зеки по отношению ни в чём не повинных жителей посёлка, однако ближе к финалу нам уже страшно за него самого.

 



Я не хочу спойлерить и давать какие-то тонкие намёки на необычные сценарные повороты этого замечательного фильма, но могу сказать одно: ближе к финалу на первый взгляд, реалистичный триллер про маньяка-убийцу, превращается в нечто абсолютно иное. Это «иное», пугает совсем другими подходами и тактикой, в любом случае, «В полночь я возьму твою душу» в своей сценарной кульминации оказывается чем-то гораздо большим, чем кажется до неё. Также стоит похвалить Маринша за хорошо написанные, интересные диалоги, слушать которые одно удовольствие, будто бы смотришь мастерски поставленный спектакль.

 



Конечно же, нельзя не упомянуть и о главном создателе и исполнителе картины Жозе Можики Маринше, режиссёре, сценаристе и главном актёре. Не даром же говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Помимо отличной режиссуры и хорошего сценария, Жозе прекрасно справился с собственной ролью: его персонаж очень жесток, циничен, пафосен и невероятно целеустремлён. Чего только стоит сцены «выброса адреналина», сопровождаемые ненормальным покраснением роговицы глаз Зеки, будто бы в того вселился сам Сатана. Но даже несмотря на казалось бы отрицательные качества, симпатии зрителей всё равно будут именно на стороне маньяка. Нет, это не потому, что другие актёры с ролями не справились, просто сам образ получился настолько уникальным и необычным, что по ходу фильма за ним следить наиболее интересно.

 



В итоге: всем заядлым хоррорманам и любителям талантливого ретро-хоррора, картина к просмотру обязательна. Это очень жестокое, мрачное, уникальное и невероятно атмосферное кино. Даже в Бразилии умеют снимать воистину потрясающие жанровые киноленты. Минус у фильма лишь один, но он весьма незначительный — это несколько подзатянутая середина, но даже этого ты не замечаешь на фоне пугающей и натуралистичной резни, устраиваемой Зекой!
9 из 10

 

Зека — это настоящий инфернальный бастард. Он может убить, изнасиловать, подставить, отрезать палец… и весело рассмеяться. Зека терроризирует город, в котором он живет и наслаждается своим могуществом. Кстати, он умет и гипнотизировать.
Однажды обещания покойников сбудутся и они выйдут из могил — забрать Зеку в ад, куда ему самое место.
Несмотря на кажущуюся линейность эта картина совсем не проста. Режиссерский постановочный стиль неимоверно экспрессивен. Кстати, именно режиссер и играет главную роль.

 



У него получился очень смачный образ — настоящий злодей. Другое дело, что живые люди покорно принимают его зло — лишь прорицтельница, да несколько мертвецов могут перечить ему. Это тоже четко подмечено режиссером.
Классный ход Маринша заключается и в том, что Зека спасает маленького мальчика. Эта неоднозначность злодея придает картине настоящий лоск.
Да и сцены насилия сняты безупречно: все понятно, но зритель не видит ненужной «расчлененки». Например, сцена убийства с помощью паука — жуткая, откровенная и запоминающаяся.

 


Превосходно снята сцены драки в баре, закончившаяся отрезанными пальцами, изнасилования (психологически насыщенно, но без демонстрации насилия), а также, конечно же концовка.
Мне вот очень понравилось предвестие развязки — черная кошка, крик совы — смотрится завораживающе.
В итоге: экспрессионизм в самых лучших традициях Роберта Вине. Жесткая «хоррор» интерпретация темы «Преступления и наказания» в бразильских реалиях. Мне понравилось. Фильм не зря регулярно входит в топ-списки
9 из 10

 

Зе — хрестоматийный злодей, воплощённый самим режиссёром, который прибегал к его образу почти в трети всех своих фильмов. Он обладает способностью гипнотизировать и поэтому в небольшом городке, где живёт Зе, за ним закрепилась чёрная слава колдуна. В поисках женщины, с помощью которой он мог бы продолжить свой род, Зе не останавливается даже перед убийством. Жозе Можика Маринш предоставил своему персонажу только один положительный эпизод, когда Зе заступается за мальчишку, которого наказывает отец, но если подумать, кто вырос бы с ребёнка, если бы его воспитанием занимался сам Зе. Злодей внушает некоторую симпатию.



Фильм представляет свою ценность, во-первых, как первый бразильский фильм ужасов, во-вторых, как способ ознакомиться с фольклором этой страны и, в-третьих, из-за грима, за счёт которого в немалой степени «В полночь я возьму твою душу» и может называться фильмом ужасов. Не смотря на свою наивность и подчёркнутую театральность, Маринш демонстрирует, что страх в латинской Америке несколько иной, чем в других странах. В Италии только набирает обороты кровавое джиалло, США боятся пришельцев, всевозможную нечисть и коммунистов, в Советском Союзе до премьеры «Вия» ещё пара лет, в азиатских странах пока не до ужасов вымышленных, обычное социальное кино вполне замещает этот жанр, которому ещё предстоит пробить цензуру, а в бразильском городке суеверные жители трепещут перед Днём мёртвых. Как оказалось, этот праздник вовсе не предрассудок, за неуважение к умершим можно поплатиться.



Скорее всего, съёмочная группа невероятно веселилась, когда их предводитель с дьявольским выражением бросался на безвольных горожан, не способных дать отпор единственному злодею. Может быть, этот фильм носит политический подтекст, но он должен быть понятен прежде всего самим бразильцам, а простым любителям кино откроется интересное зрелище, которое имело бы сегодня все шансы потеряться (напомню, это не золотой фонд Голливуда, Зе — персонаж локального значения и вообще фильм больше напоминает комично-зловещий спектакль, где главный спецэффект — грим), но продолжает напоминать о себе до сих пор.
8 из 10

Бразильский городок дрожит в тени жуткого гробовщика, которого зовут Зе-из-Гроба (Жозк Можика Маринш) и который в открытую отрицает как Бога, так и дьявола, что позволяет ему жить так, как он хочет, не делая скидок на мораль и закон, как божественный, так и людской. Более того, всех людей он считает существами низшего порядка, нежели он сам. Он – человек сильный, а значит, может брать, что пожелает по этому праву. Единственное, чего у него нет, так это наследника, о котором он мечтает всю свою жизнь, ради продления своей бессмертности. В качестве объекта для зачатия сына он выбирает женщину своего лучшего друга. Вероятно, единственного друга. Но у него самого есть женщина, которая вряд ли будет смотреть на все это спокойно, поэтому он привязывает ее к кровати и выпускает на нее пауков, которые ее убивают. Другая преграда на его пути – друг Антонио – тоже долго не протягивает. Зе-из-Гроба его топит. И вот, казалось бы, можно возлечь с избранной. Но она предпочитает покончить с собой, вместо того, чтобы родить сына жестокому психопату. Ибо насильно мил, может, и будешь, но с последствиями можно бороться. А тут еще и старое пророчество, гласящее, что Зе-из-Гроба заплатит за все свои преступления сполна, оказывается не таким смешным, как ему казалось.

Зе-из-Гроба. Альтер-эго режиссера и сценариста Жозе Можика Маринша. Жутковатый человек с черными бровями, бородой, гулким голосом, цилиндром и длинными ногтями, напоминающими когти. Персонаж, который появляется в большинстве фильмов Маринша, который стал родоначальником не только жанра ужасов в Бразилии, но и одним из самых смелых и передовых авторов своей страны того времени. Примерить образ Зе-из-Гроба, кстати, режиссер был вынужден, хотя изначально этого совсем не планировал, но после того, как отказался сниматься один актер, чтобы не срывать съемки, Маринш собственно лично облачился в мрачный костюм и жутковатый бородач навеки поселился в творчестве режиссера, несмотря на то, что чуть ли не во втором с ним фильме он погибнет. Но это – во многом дебютный фильм Маринша, который может и не является таковым формально, но с точки зрения мировой известности, а также жанровой важности, именно с него и стоит начинать знакомство с творчеством этого интересного и очень необычного автора.

Конечно, тот факт, что Маринш на тот момент не был искушенным и мастеровитым режиссером, бросается в глаза. Несколько наивная постановка, рваное повествование, слишком смелые эксперименты. Но все это – ерунда, по сравнению с той сырой энергетикой, изобретательной жестокостью и откровенной яростью, с которой Маринш врывает в мир большого кинематографа кошмаров. Кадры насыщены насилием, обнаженной натурой, пугающими образами. Зе-из-Гроба сочится ненавистью, испускает миазмы презрения, кричит богохульные и еретические речи. Он ест мясо точно в Страстную Пятницу не потому, что не терзается религиозными сомнениями, не потому, что не знает про Пост, не потому, что просто голоден. Он делает это специально, чтобы показать свою сущность и свою позицию. С людьми он, впрочем, обращается еще более жестоко. Может пнуть бедного человека просто так, изнасиловать женщину ради зачатия ребенка. Мужчины – ненужные преграды, женщины – сосуды для оплодотворения. Конечно, такой образ жизни сказывается на его психике, а может и более высокие силы решают вмешаться в события, но появляющиеся призраки уже убитых Зе-из-Гроба людей его никак не пугают.

В целом фильм, конечно, можно было бы пропустить по разделу трэша и классических фильмов ужасов. Ибо по уровню богохульства и насилия в фильме, картина была просто обречена на подобный статус даже в любой другой стране, не говоря уж о такой католической Бразилии. Конечно, весь этот экзистенциальный кошмар является до некоторой степени обвинительными речами в адрес современного общества, но, во-первых, подобным образом можно охарактеризовать практически любой ужастик, а во-вторых, подано все в такой громкой форме, что вряд ли кто станет вслушиваться в содержание, что за ней скрывается. А вот упертые поклонники жанра ужасов в лице Маринша получают чуть ли не объект культового поклонения. По крайней мере переоценить его вклад как в тематическое наследие, так и в изобретательность образов и действий, довольно сложно.

 

 

 

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz