Год выпуска: 1978 Производство: США Жанр: Ужасы, Фантастика Продолжительность: 01:28:25 Перевод: Профессиональный многоголосный, авторский одноголосный Субтитры: Русские, английские Навигация по главам: Есть Режиссер: Дон Коскарелли
О фильме: Парнишка Майк становится свидетелем таинственных событий на городском кладбище Морнингсайд. Мрачный гробовщик — двухметровый Верзила — прямо из могил крадет свежие трупы и творит с ними в глубине похоронного бюро нечто ужасное. Родители Майка погибли, старший брат Джоди не верит ему: трудно принять всерьез рассказы мальчишки о злобных зомби-карликах и летающих сферах-убийцах. Но вскоре Джоди и его другу мороженщику Реджи придется убедиться в том, как опасен Верзила и его твари…
Рост Скримма 193 см. Чтобы быть ещё выше при съёмках в роли персонажа Верзилы, он носил костюмы на несколько размеров меньше и туфли на платформе. Сыгранная им роль в «Фантазме» обеспечила ему стабильную актёрскую карьеру в кино и на телевидении.
Съёмки фильма осуществлялись на камеры Panavision. Чтобы сэкономить деньги, выделенные ему отцом для съёмок фильма (около 300 тысяч долларов), Коскарелли арендовывал дорогое оборудование по пятницам, использовал их на выходных, а возвращал в понедельник оплачивая аренду за один рабочий день.
В фильме есть несколько отсылок к книге Фрэнка Герберта «Дюна», например — бар под названием «Дюна».
Дон Коскарелли в своем интервью сказал, что в Верзиле хотел воплотить саму смерть.
Сценарий фильма был написан за три недели Доном Коскарелли в уединении в собственном горном домике.
Интерьеры похоронного дома были выстроены в помещении старого склада вместе с Полом Пепперманом — со-продюсер фильма и давний приятель Коскарелли. Экстерьеры дома снимали в Окланде (Калифорния) со старинного викторианского особняка, который также снимали для фильма ужасов «Burnt Offerings» (1976) и для одной из серии фильмов про Джеймса Бонда — «Вид на убийство»(1985)
Фильм ужасов
Американский режиссёр Дон Коскарелли оказался своеобразным рекордсменом, сняв первую ленту ещё в 21-летнем возрасте и являясь продюсером, сценаристом, оператором и монтажёром своих фильмов. После двух картин о проблемах взросления юных он решил в «Фантазме» поразить страшными фантазиями 15-летнего подростка по имени Майк, которому вполне могли привидеться кошмары о жуткой тайне местного кладбища и крематория. Там всем заправляет некто Высокий, посланник дьявольского мира или своего рода Харон бездны, переправляющий куда-то умерших, предварительно выкопав гробы из могил. А вдруг этот фантазм — настоящая явь?
Можно только содрогнуться от такого предположения, что и заставляет сделать 24-летний постановщик, пугая причудливыми, невероятными видениями. Возможно, на первой серии «Фантазма» ещё лежит печать любительства, игры в кинематограф, желания удивить своим не в меру расшалившимся воображением, а отсутствие профессиональных навыков (тем более — мастерства) мешает осуществить замысел безошибочно, уверенной рукой.
Однако эта малобюджетная лента стоимостью всего лишь $300 тыс. пользовалась огромным успехом в прокате, собрав денег в сорок (!) раз больше, а также оказала немалое влияние на последующие фильмы ужаса о подростках, хотя бы на киноциклы «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Сам Коскарелли до сих пор продолжает картины из цикла «Фантазм», выпустив уже четыре серии.
Наверняка каждый сталкивался с тем, когда при просмотре фильма в голове невольно возникала мысль: «Да это какая-то киноподделка, снятая на любительскую камеру! Я и то лучше снять могу…» При этом никто, как правило, не задумывается над тем, что кино могло быть снято на профессиональную камеру, а все проблемы с любительской съёмкой — наши с вами выдумки из-за того, что кино нам не понравилось. Любительская съёмка, знаете ли, куда как «пострашнее» с виду. Веду разговор к тому, что видимое зрителем на экране зависит в первую очередь от таланта людей, отвечающих за фильм. Засим удивительно, что по всем определениям настоящий инди-фильм, «Фантазм», с первых же минут смотрится как действительно серьёзное хоррор-высказывание, ни на секунду не давая вспомнить про любительскую съёмку.
Сразу видно, что талант у Дона Коскарелли имеется: «Фантазм» не на шутку умудряется пугать зрителя в самые неожиданные моменты. Кино отлично сбалансировано в плане сценария, который был написан за три недели: во-первых, концовка реально ошеломляет, хотя вроде и весь фильм по привычке ждёшь какого-то подвоха; во-вторых, на протяжении просмотра зрителю не дают заскучать — интересные и жуткие события случаются регулярно.
Наверное, Дону постоянно казалось, что картине, им тщательно создаваемой, не хватает страшных моментов — возможно, он даже перегнул палку в плане различных инсценировок, которые случаются в фильме в самые неподходящие моменты. Хотя сие можно в принципе посчитать за плюс: знаете ли, что-то оригинальное и отличное от другого — всегда, как минимум, интересно.
Напоследок хочется отметить, что «Фантазм» цепляет в первую очередь своей атмосферой: в воздухе постоянно кружит мистическая таинственность, чувствуешь некую загадку, которую так и хочется разгадать. А чтобы её разгадать — надо обязательно досмотреть фильм до конца. Вот как раз тем, что Дон Коскарелли умудрился своим дебютом вызвать у зрителей подобные чувства, он достоин отдельной похвалы, а его картина — обязательно должна стоять на золотой полке хорроромана по соседству с каким-нибудь «Кошмаром на улице Вязов». Вердикт. Довольно сильный ужастик, который не растерял с годами своей атмосферы и по-прежнему смотрится с замиранием сердца.
9 из 10
zombion
Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 263 часть.
А у тебя фантазия разыгралась?
Фантазм (я люблю этот фильм)
Нужно сказать, что многие люди, когда пишут про этот фильм, говорят про дебют режиссера Дона Коскарелли. Я очень люблю этого режиссера и знаю хорошо его творчество, поэтому могу вам сказать, что Коскарелли снимал фильмы и до «Фантазма». Только они больше похожи на любительские фильмы, потому что Коскарелли был совсем молодым, когда начинал свой очень яркий путь режиссера. Но именно «Фантазм» прославил его и превратил в культового режиссера.
Данный фильм вышел в далеком 1978 году. Дону Коскарелли было примерно 23-24 года, когда он начал снимать фильм — «Фантазм». Денег у него на фильм было очень мало (папа дал), и он крутился, как только мог. В этом фильме играют практически одни друзья Коскарелли, поэтому старайтесь не удивляться увиденному, хотя это будет очень трудно. Просто Коскарелли снял фильм, который непохож на другие фильмы. Я даже не знаю с каким фильмом можно сравнить «Фантазм». Про что он?
Нужно быть сумасшедшим человеком, чтобы начать пересказывать сюжет данного фильма. Лучше всего этот фильм посмотреть один раз, чем читать про него разные отзывы. Я просто скажу, что Коскарелли показал в этом фильме очень ярко свой взгляд на кинематограф и на жанр — ужасы. Когда вы посмотрите этот фильм, то я уверен, что у вас в голове будет две мысли. Первая мысль — либо Дон Коскарелли обманул меня, потому что финал фильма все переворачивает с ног на голову. Вторая мысль — либо Верзила действительно существует, а не является плодом воображения маленького мальчика.
Чтобы полностью пропитаться страхом от этого фильма его нужно смотреть в детстве. Я смотрел его в детстве, и я ничего не понял, но мне было очень страшно. А если вы любите современные фильмы ужасов, то я даже не буду вам его советовать, потому что он все равно вам не понравиться. Коскарелли снял, может быть очень наивный фильм, но ведь он его снимал еще подростком, поэтому я не могу говорить про этот новаторский фильм плохо, хотя небольшие минусы тут есть.
Позже Коскарелли снимет несколько продолжений данного фильма, но все они не смогут дотянуться до оригинала. А оригиналу я могу поставить только максимальную оценку. Сейчас такие фильмы ужасов никто не снимает. Шедевр. Спасибо.
P.S. Лучшая сцена в фильме — Верзила идет по улице очень громко и смотрит на Майка. Жуткая сцена… 10 из 10
Также как и многие смотрел Фантазм когда еще классе так в 3-м был. Попался на днях этот фильм снова. Решил пересмотреть. И не разочаровался. Конечно фильм снят в 78-м, что дает ему дополнительные балы. Не многие киноленты, спустя 30 лет смотрятся современно. Обычно спустя столько времени кажется, «как все наивно». И этот фильм естественно болеет этим. Но все же он хорош!
Изюминкой фильма является то, что пугать будут вас отнюдь не зомби, вампиры и прочее, а «Верзила», т. е. обычный человек, только с одной оговоркой, он бессмертный. Конечно актеры на тот момент, да и на теперешний не так узнаваемы, как скажем Брюс Уиллис, и режиссер не Квентин Тарантино. Но и от этого господин Коскарелли, снял не менее потрясающую ленту.
Кино в стиле Америка 70-х, с соответствующим колоритом. Так что, если вам наскучили вурдалаки и оборотни в Нью-Йорке, вам прямая дорога в мир Фантазма. К сожалению последующие части, сняты все слабее и слабее. Но 1-ая часть достойное кино в вашу фильмотеку.
Рекомендации: смотреть глубокой ночью и лучше одному или в компании с девушкой. Огромная компания и летний солнечный день испортит впечатление напрочь. Все таки делайте скидку на почтенный возраст фильма.
9 из 10
Я его захотел посмотреть лишь по одной причине. Меня жутко удивил сценарий. Этот фильм мало кто знает. Но я его знаю уже почти два года. А посмотреть мне его удалось только на этой неделе. Когда я читал многие рецензии, меня фильм надолго захватил. «Фантазм» является не просто проходным ужастиком. Тут есть своя необычность и логика. Он является отличной смесью ужаса и фантастики. Его даже после финала невозможно понять. Кино держит себя в тайне, поэтому, нельзя понять суть происходящего. Я продолжения не видел, но там скорее все тайны раскрываются. Чтобы не портить себе настроение, не буду пока их смотреть. Мне хватило этого фильма, который довольно жуткий по тем временам.
Главной особенностью является загадочная личность, его многие зовут «высокий человек» или «верзила». Это, смотря с каким переводом наблюдать фильм. Нам так и не будет понятно, кто он на самом деле. Человек или какое то существо. И снова повторюсь. Что в сиквелах, возможно, будет тому разгадка. Даже актера подобрали подходящего, но о нем чуть позже. А также, тут мы видим еще одну загадку, странную летающую сферу. Мы ее, конечно, не весь фильм будем видеть, но мне этот «персонаж» понравился. У неё есть много возможностей. Но самое главное, это убивать. Это стало одним из моих любимых способов убийства за всю историю фильмов ужасов. В итоге, можно сказать, что сценарий не просто удался, а нечто большее. Начало, конечно, не назову удачным, а также тут было пара лишних моментов, но в целом фильм отличный. «Фантазм» захочется снова пересмотреть для большего понятия. Ведь сейчас редко снимают фантастические фильмы ужасов.
Дона Коскарелли нельзя назвать знаменитым режиссером. Но он продержался, и снял еще три продолжения «Фантазма». Некоторые режиссеры уходят еще с первого фильма, а он остался. Мне это больше всего нравится. Но я пока не собираюсь их смотреть. Кроме этого у него нет знаменитых проектов, кроме «Бубба Хо-Теп» и некоторых серий «Мастеров ужаса». Первое я не видел, но любопытство тянет. А второе некоторые серии видел, но не знаю, какую серию снимал режиссер. Он собирался снимать пятую часть «Фантазма» и, причем выпустить её в 2010 году. Но что-то помешало, и мы его и не увидели. А жаль, хотелось бы видеть эту историю в наше время. Он снял один из самых необычных ужастиков двадцатого века. Обычно тогда снимали «трэш», но «Фантазм» является исключением. Это довольно умная картина, которая надолго запоминается. Можно также упомянуть жуткую музыку, она не будет долго преследовать. И финал, от которого чуть со стула не упал. А со мной такое редко бывает.
Актеров тут знаменитых нет, так что о них почти нечего говорить. Главные актеры играли не очень хорошо, им я не верил. Один только Энгус Скримм на высоте играл. Ему досталась роль главного злодея, с которой он справился. Его лицо напугает кого угодно, особенно голос, от которого в дрожь бросает. Фильм лучше смотреть в оригинале, чтобы пугаться жуткого голоса этого героя. У него также очень высокий рост, в самый раз для таких ролей. Поэтому ему дали прозвище «высокий человек». У него много ролей, в основном ужастики. Ничего не знаю, «Фантазм» его лучшая работа. И напугать может, и удивить.
Итог: Неплохой ужастик с золотым сценарием. И это совсем не трэш, как многие думают. Можно посоветовать истинным фанатам «Кошмара на улице Вязов», «Пятницы 13» и «Хэллоуина». Не смотря на год выхода, он может напугать не хуже этих фильмов. Финал жестко напугал, и мне это нравится. Правда, в успех продолжений не верю, так что смотреть пока не собираюсь. Но хотелось бы видеть ремейк, надеюсь, что в будущем снимут. Не шедевр, но советую посмотреть обязательно. 8,5 из 10